Сегодня хочу начать серию публикаций развивашек для самых маленьких, и начать с публикации на тему «Тесто для лепки – просто и полезно».
О развитии мелкой моторики слышали многие. Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение.
Лепка
учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке
любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер,
форму, пропорции, расположение в пространстве).
Также
в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего
мира. В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с
особенностями теста для лепки, это ведет
к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и
другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный,
длинный – короткий, широкий — узкий).
Для знакомства с лепкой и создания первых скульптурных творений педиатры и педагоги рекомендуют использовать тесто для лепки.
Для
ребёнка этот состав более удобен, чем пластилин и полимерные массы. Структура
теста для лепки мягкая, хорошо поддаётся изменениям. Состав безвреден благодаря
натуральным ингредиентам. Для того чтобы играть было веселее, в тесто
добавляются пищевые красители. В результате набор для лепки представляет
эластичные брусочки из теста разных цветов. Можно использовать белое тесто, а
потом разукрашивать получившиеся фигуры красками.
Лепкой
можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.
Тесто
для лепки: преимущества и польза для ребёнка
Занятия
лепкой необходимы для общего развития ребёнка. Почему среди других материалов
для лепки родители выбирают тесто? Эластичный материал завоевал популярность
благодаря уникальным свойствам.
1.
Мягкая текстура подходит для малышей. К занятиям лепкой можно приступить уже с
годовалым ребёнком. Некоторые родители начинают занятия с детьми более раннего
возраста. Даже если ребёнок только начинает управлять движениями пальцев, он
уже может легко влиять на форму мягкого теста для лепки.
2.
Методики раннего развития детей рекомендуют занятия лепкой. Работа с тестом
развивает художественный вкус, воображение и творческое мышление. Полушария
мозга развиваются равномерно благодаря одновременной работе двух
рук.Впоследствии это положительно сказывается на логике и способности ребёнка к
обучению наукам. Ребёнок учится координировать движения, улучшается мелкая
моторика рук. Регулярные занятия лепкой ускоряют речевое развитие, расширяют
представления ребёнка об окружающем мире.
3.
Экологичность и безвредность состава. Родители могут не бояться, если ребёнок
решит попробовать тесто на вкус. В муку специально добавляется соль для
придания тесту неприятного вкуса. Зато на ощупь тесто для лепки, наоборот,
очень приятное. У малыша возникает желание работать с тестом, разминать его,
катать в руках.
4.
Возможность дополнительных творческих занятий. Фигурки из теста удобно и легко
декорировать: раскрашивать, украшать декором. Разноцветные брусочки теста легко
смешиваются между собой. Это свойство помогает изучить цвета и оттенки.
На
фоне полезных свойств теста для лепки следует отметить и небольшие недостатки.
Материал нельзя использовать повторно, так как на воздухе сделанная поделка
быстро застывает. Её нельзя разломать и снова использовать для лепки. Поэтому
тесто для лепки нужно хранить в плотно закрытых контейнерах. Также масса
становится непригодной для использования, если на неё попала вода.
Разновидности
теста для лепки
Какие
виды теста для лепки можно предложить ребёнку? Выделяются несколько типов
материала в зависимости от состава.
1.
Эластичное солёное тесто отличается более мягкой консистенцией. В нём примерное
соотношение муки и соли равно 2:1.
2.
Твёрдое солёное тесто для лепки предназначено для детей старше 3-х лет. Из него
получаются более жёсткие фигурки. В составе массы преобладает соль.
3.
Желейное тесто для лепки – самый мягкий и податливый материал. В состав теста
включено желе. Масса получается объёмной и хорошо держит форму.
Также
тесто для лепки делится на белое и цветное. В состав разноцветного теста входят
пищевые красители. Полезный материал можно как купить, так и сделать
самостоятельно.
Выбор
теста для лепки: на что обратить внимание
В
продаже есть множество вариантов красиво оформленных наборов для лепки. Для
удачной покупки нужно изучить характеристики товара. Если вы покупаете материал
впервые, то лучше выбрать набор с удобным контейнером, формочками и
инструментами для лепки. Впоследствии можно покупать более дешёвые наборы, в
которых содержится только тесто, завёрнутое в прозрачную упаковку.
Обязательно
изучите состав теста для лепки. Основные компоненты безопасного для детей
состава: мука, соль, пищевые красители и вода. В покупном тесте также
содержатся консерванты. На упаковке должны быть отметки о соответствии
стандартам качества и безопасности товаров для детей. Сверьте дату изготовления
со сроком годности. Если все параметры вызывают у вас доверие, то смело
покупайте полезный продукт для творчества.
Рецепт
приготовления теста для лепки в домашних условиях
Для
эластичного теста, которое будет легко лепиться и не липнуть к рукам,
потребуются простые ингредиенты:
мука
– 1 стакан;
соль
– ½ стакана;
вода
– ½ стакана;
растительное
масло – 1 ст.л.;
пищевые
красители.
Перемешиваем
все ингредиенты и опускаем в кипящую воду. Постоянно помешивая, варим на
минимальном огне. Когда масса начнёт приобретать форму шара, вынимаем её и
студим. Остывшую массу разминаем до эластичного состояния и раскладываем в
пластиковые ёмкости с крышками.
Лепить с детьми из теста
удобно и легко.
Ребёнку
нужно показать, что тесто перед началом лепки нужно размять. Затем из массы
делаются самые простые фигурки: колобки, колбаски. От теста можно отрывать
небольшие кусочки для мелких деталей: глаз, пуговиц на одежде. На размятую
массу можно наложить форму из набора для создания фигурки.
Малыши
до 3-х лет познают азы лепки под присмотром и с помощью взрослых. Дети старше
3-х лет уже могут творить самостоятельно. Сделанные фигурки можно использовать
для игр. Например, можно создавать тематические игровые наборы для изучения
цветов, знакомства с геометрическими фигурами.
Наборы
формочек и аксессуаров для лепки являются хорошим дополнением к тесту для лепки.
Главные требования к ним — безопасность и удобство пользования. Формочки должны
иметь достаточно прочный каркас, который позволяет держать форму при работе с
ними, и безопасные закругленные края. Аксессуары для моделирования помогают
разнообразить занятия лепкой, обучить ребенка работе с разными инструментами,
создавать и декорировать фигурные поделки, укреплять мелкую моторику рук.
Еще рекомендуется использовать игровые прессы и
тематические комбинированные формочки для создания 3D-эффекта фигурок. Для работы
с такими формочками не требуется особых навыков моделирования, фигурная
пресс-форма уже содержит сюжетную заготовку.
Лепка
для малышей: как заниматься лепкой с малышами?
Первый
этап. Знакомство с материалом.
Очень
часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет
засунуть тесто в рот, и ничего не
получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего
возраста.
Для
малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры
исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом
исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе
лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то
привлекательного, а не процесс лепки!
Познакомьте
ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте
возможность:
- пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
-
нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
- подержать
кусочек в ручках и по-разному его помять,
-
пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
-
смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного
цвета. Дайте малышу третьего года жизни самому поэкспериментировать с цветами –
например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый
шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый =
розовый).
-
Можно дать малышу самому замесить тесто (помочь маме), налепить из него
«пирожки» (какие захочется), крендельки и колбаски для угощения кукол.
Исследовательский
интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не
запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а
не через наши слова или видео презентации.
Когда
ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно
будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.
Это
важно запомнить: наш путь обучения лепке самых маленьких деток такой
–
от знакомства малыша с материалом ( исследовательские действия)
- к использованию его по назначению (для лепки)
– и далее к развитию интереса к образу,
который мы хотим передать в лепке.
Полезный
совет: Если малыш отказывается от исследования материала, то можно самой дать
ему разные игровые задания: «спрячь
горошинки в кусочке текста», «а что будет, если мы смешаем два кусочка,
давай попробуем!»
Во
всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой
сюжет.
Нужно
не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который
свой грибок в лесу потерял.
Или
другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих
подружек!
Еще
один пример: мы решили сделать овощи и
фрукты для игры в магазин. Или задумали
налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем
сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.
ВАЖНЫЙ
НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и
просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает
с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.
ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.
Если
Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик
круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры
– занятия по лепке так:
Первый
день – учимся скатывать шарик.
На
следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара:
снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
Далее
делаем перерыв 2-3 дня.
И
снова снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).
Например,
в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики.
В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.
В
дальнейшем периодичность не будет иметь значения.
Исследования
показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении
нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего
быстро закрепить новое умение ребенка.
Не
оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в раннем возрасте занимает не более 3-5 минут.
Лепка
для малышей: словарь лепки. Как правильно называть действия в лепке
Отщипывание
- отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного
пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем
кусочек, а затем отрываем его.
Прищипывание
— большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем,
например, клюв).
Соединение
— прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.
Раскатывание
— формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед —
назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными
ладонями).
Скатывание
— формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу
или круговыми движениями прямыми ладошками.
Сплющивание
— сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек
сплющиваем между указательным и большим
пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.
Вдавливание
- получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или
указательным пальцем.
Лепка
из теста не только увлекательное
занятие, но и отличное упражнение для развития мелкой моторики рук. Проводите
уроки по лепке регулярно и вы увидите, как у ребенка с каждым разом получается
лепить все лучше и лучше. Когда вы в будущем будете осваивать более сложные
упражнения для подготовки руки ребенка к письму, вы убедитесь, что вы не зря
занимались тесто пластикой с раннего возраста.
Желаю приятного и полезного совместного
творчества!
Фото любезно предоставленны мамой Софийки. Спасибо.
При написании статьи мне помогали ресурсы: здесь
Вам понравилась
тема сообщения?
Будет здорово, если
вы оставите комментарий и напишите все, что думаете.
Не знаете, как это
сделать?
-Нажимаете на
прямоугольник на окошке «Подпись комментария».
-Вписываете свое
имя или как вы хотите представиться.
-Нажимаете
«Продолжить» и пишите все что наболело.
-Далее нажимаете
«Публикация», проходите маленькую проверочку что «Вы не робот»
-И еще раз
«Публикация».
Хотите вставить в
комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]
А если вам
нечего написать - ОК!
Молчаливых читателей я
тоже люблю.
Огромное спасибо, Ольга Сергеевна, все Ваши советы очень мне пригодятся. На праздникам внученька будет у меня гостить, начнем олепить
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, у нас конечно нету яселек в нашем детском саду, но очень много мам которые ходят с млышами за взрослыми ребятами, и они тоже нуждаются в занятиях, но с мамой. Вот я и подумала, если открыть страничку для самых маленьких, то я смогу как то помочь, ведь очень много развивающих занятий дома с малышами мамы могут освоить. А главное посмотрите, сколько много эмоций в каждой фотографии Софийки. Надеюсь вашей внученьки тоже понравится сие занятие)))
УдалитьДа, тесто для лепки - замечательный материал. И детям очень нравится с ним возиться, выдумывать зверушек, домики, но любая фантазия когда-то превращается в реальные цели)
ОтветитьУдалитьИрина, вы правы, детям очень нравится выдумывать, фантазировать, ведь это увлекательное занятие. Я очень рада что хотя бы одна мама ( мама Софийки) как минимум прислушивается к моим советам))) А уж если это пригодится кому то ещё, это будет очень здорово!
УдалитьОльга Сергеевна, увлекательная статья. С тестом много всего такого придумать, фантазировать. Спасибо за материал.
ОтветитьУдалитьАнна, рада что оказался материал полезен. Мамы малышей часто спрашивают, Ольга Сергеевна вы столько даёте нашим детям, а чем можно дома порадовать наших младшеньких? Вот и возникла идея таких статей, для самых маленьких)))
УдалитьОльга Сергеевна девочка на фотографиях очень увлеченно занимается лепкой. Сразу видно , что это занятие очень интересное.
ОтветитьУдалитьНина Васильевна, заметили да?; Здорово правда когда ребёнок занят, а самое главное таким полезным делом, ведь многие мамы сейчас сидят в телефонах, компьютерах и им не вдомек что ребёнок нуждается в обучении, а того не понимая они и планшеты дают своим малышам чтобы не мешали. Но чего это я?, перескочила на другую важную тему)))
УдалитьДети очень любят работать с пластилином, а взрослые тем временем беспокоятся, что малыш может немного полакомиться этой несъедобной субстанцией. В Этом случае хороший выход - это тесто. Можно и сенсорные эталоны закреплять и мелкую моторику развивать и воображение и творческое мышление. Спасибо.
ОтветитьУдалитьЮлия, вы конечно правы, малыши все время пытаются попробовать "на зуб" так сказать))) В этом случае тесто это идеальный вариант, но я всегда говорю и буду настаивать, каждая мама должна присутствовать на занятии когда ребёнок что то делает, и ни в коем случае не оставлять наедине, даже с тестом)))
УдалитьИменно занятия лепкой развивают мелкую моторику. Как легко работать в началке с детьми, с которыми занимались.Отсюда и с каллиграфией меньше проблем, на уроках изо и технологии. Спасибо Вам коллеги, за помощь нам учителям.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Бахткалеевна!
УдалитьМы стараемся, но количество детей в детском саду в наше время, усложняет работу воспитателей. Отсюда и меньше занятий лепкой, пластилин, да, часто используем именно его, а вот глина например есть, но не каждый воспитатель готов посадить на занятие 36 ребят и уследить и оказать помощь каждому ребенку.