понедельник, 19 октября 2015 г.

Скоро в школу.

Что можно сделать, чтобы успеть подготовить ребенка к первому классу?

В начале каждого учебного года у психологов приток клиентов. За помощью обращаются обеспокоенные родители первоклассников, страдающих нервными тиками, проблемами в поведении и другими последствиями сложной школьной адаптации. Вроде бы родители готовят детей к школе, но, к сожалению, иногда совсем не так, как этого требует ситуация.  Одни думают, что ребенка надо научить читать, писать и выучить таблицу умножения, другие вообще не готовятся к школе, полагая, что это процесс  естественный, и школа сама всему ребенка научит.  Одни считают современную школу источником всех бед и передают свои страхи детям, другие прилагают множество усилий, что бы попасть в определенную школу к определенному учителю. 

Психологические навыки первоклассника.
Умение слышать. Ребенок должен слышать с первого раза простую спокойную речь, другими словами, - иметь устойчивое внимание. Мы сами создаем такую ситуацию, когда приучаем ребенка к повторениям одного и того же несколько раз, иногда с повышением голоса. «Ты почему меня не слышишь?», возмущаются родители, когда ребенок не реагирует на их слова и просьбы.  К сожалению, могу сказать с полной уверенностью, что чаще всего это бывает, зеркальным проявлением родительской позиции. «Мама, мама, ну мама, мама-а-а!» - чем чаще вы слышите это в свой адрес, тем сложнее будет ребенку научиться слышать не окрики, а просто обычную речь.
Как помочь? Можно договориться с ребенком и провести день – соревнование «услышь с первого раза», с фиксацией счета и обязательным обсуждением итогов. Проговаривать вслух: «Я услышала тебя», когда ребенок обращается к вам с просьбой или просто обращением.

Работоспособность. Ребенок должен быть готов к трудной и нудной работе, ведь палочки писать  совсем не весело. В последнее время идет массовое сопротивление этому факту, родители переоценивают возможности изучения всего «в игровой форме», а некоторые полагают, что это проблема учителя,  ибо «он должен заинтересовать».  Да, это возможно в некоторых моментах, но в маленьком коллективе и при сложных задачах. «Заинтересовывать   игровой формой»  пять дней в неделю целый класс просто нереально. Поэтому приучать ребенка к слову «надо»  необходимо заранее. Для этого подходят некоторые кружки и спортивные  секции, где есть требования и дисциплина: танцы, художественная гимнастика, айкидо. Развитая воля помогает, когда надо подождать, выполнять правила, следовать условностям. Если ребенок отталкивается только от «хочу»  и своей спонтанности, проблемы в школе неминуемы.
Как помочь? Летом перед школой это лучше всего тренируется домашними делами, постоянным выполнением одного и того же поручения (например, мытьем посуды или заправлением постели), которое нужно делать не за  бонусы и конфеты, а просто так, потому что ребенок уже достаточно взрослый член семьи.
Умение проигрывать. Все дети идут в школу с намерением учиться хорошо и получать пятерки, однако отличниками становятся далеко не все. Школьная система построена таким образом, что ребенку гораздо чаще указывают на ошибки, недочеты, замечания, нежели хвалят и подчеркивают успех. Детей сравнивают, стимулируют быть «еще лучше», «делать больше», «писать аккуратнее» и так далее. Первоклассник находится в постоянной ситуации оценивания, в тревожном ожидании неуспеха и провала. Когда дети психологически готовы к возможным ситуациям неудачи, они не падают духом, когда им делают замечания, не отчаиваются, получив плохую отметку. Их самооценка стабильна и не зависит от временных учебных неудач.
Как помочь? Чаще играйте с ребенком в настольные игры: шашки, лото, домино, игры с картами и игровым кубиком. Задача родителей следить за тем, чтобы правила игры соблюдались, не позволять ребенку «переходить», не поддаваться на обиды и манипуляции «так нечестно, я играть не буду», ведь правила есть правила. Если ребенок проигрывает, подбадривайте его: «Обидно, конечно, но на этот раз повезло мне», при этом искренне радуйтесь своей победе. Когда ребенок побеждает, поддержите: «Я всегда верил в тебя!» и примите свой проигрыш, показывая, что вы сохраняете высокую самооценку.
Умение общаться со сверстниками. Находиться в одном и том же коллективе, когда дети не просто играют, как в детском саду, а выполняют поставленную задачу, отчасти конкурируют друг с другом, сложно само по себе. Это создает у ребенка страх быть не успешным, напряжение, которое переходит в агрессию. Агрессия может быть направлена на себя, отсюда тики, частые заболевания, либо агрессия направляется вовне, являясь причиной детских конфликтов. «Он обзывался, он первый толкнул, он сказал, что я…» — список детских жалоб бесконечен. Дети, которым трудно удерживаться в жестких рамках школы, страдают сами и являются причиной страдания других детей. Очень большой поток родителей первоклассников обращается именно с этой проблемой — детские конфликты.
Как помочь? Заранее приучать ребенка к дисциплине, не используя карательные методы — шлепки, изоляцию, унижение личного достоинства. Поэкспериментируйте летом: используйте только те дисциплинарные методы, которые доступны учителю, — строгий голос, замечания, а не лишение телевизора и подзатыльники, и вы сразу поймете вероятность школьных проблем. Если ребенок несдержан, вспыльчив, может драться и обзываться, ему очень  нужна помощь тех, кто научит его жить в ладу со своими чувствами и не задевать чувства окружающих. Это может быть помощь, как специалистов, так и родителей. Детей важно научить не давать себя в обиду, не позволять себя обижать, не быть в позиции «жертвы». Чем более чувствительный и ранимый ребенок, тем позже рекомендуется отдавать его в школу, несмотря на его интеллектуальные успехи. 
Социальная осведомленность и самостоятельность. Каждый учитель начальных классов знает, что первые полгода ребенок не столько учится, сколько привыкает к школьной атмосфере и правилам. Шум и суматоха, лабиринты коридоров, большое количество детей и свобода передвижения пугают. Многим непривычно, неудобно, а другим просто невыносимо пользоваться общим туалетом, в котором нет дверей, и дети готовы терпеть и страдать. Другим тяжело обедать в огромной столовой при большом количестве людей, ходить одним, когда привык держать за руку бабушку. Трудно быть самостоятельным: запоминать, что и когда принести, что и к какому уроку приготовить, куда записать, куда положить и так далее. Первоклашки — это маленькие напуганные муравьишки, главная задача которых — не потеряться в школе самим, не потерять портфель, не забрать чужую сменку, не перепутать тетрадки и невредимым вернуться домой. Социальная нагрузка — колоссальная, и родители часто ее недооценивают.
Как помочь? Учите ребенка пользоваться социальными учреждениями. Родители в больших городах имеют множество страхов и пытаются ребенка от всего ограждать, а зря. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно делать покупки в магазине; выполнять разные поручения родителей — передать что-либо воспитателю, руководителю кружка; знать расписание занятий своих секций и студий; самостоятельно собирать свои вещи, уметь приготовить себе простые блюда, оставаться дома в одиночестве на непродолжительное время и знать все правила безопасности дома. Бывайте чаще с ребенком в общественных местах: кинотеатрах, торговых центрах, музеях, где разрешайте проявлять самостоятельность: купить билет, спросить у взрослого время, поинтересоваться ценой и так далее.
Основные ошибки родителей при подготовке к школе.
Учить детей писать вместо того, чтобы развивать мелкую моторику. Нельзя до школы учить ребенка писать буквы, цифры, потому что он привыкает неправильно держать ручку, использует другую технику письма, и затем, в школе, приходится тяжело переучиваться. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» — это не просто детский стишок, это реальность первоклассников и головная боль учителя. Детям приходится очень  много работать с мелкой моторикой. С непривычки это непросто. Особенно учитывая тот факт, что современные дети, привыкшие к пультам, сенсорным панелям и клавиатурам, имеют большие сложности с натренированностью пальцев. Самый веселый способ развивать пальцы — это конструкторы с множеством мелких деталей. Учите ребенка штриховать в раскрасках картинки в разных направлениях, не крутя при этом рисунок: сверху вниз, слева направо, от верхней границы до нижней. Тогда ваш ребенок не будет испытывать трудности с письмом в первом классе.

Учить буквы вместо того, чтобы развивать любознательность. Все первоклассники начинают изучать звуки и буквы заново, как будто бы никогда их не видели. Многим детям становится просто скучно и неинтересно. В итоге к концу третьей четверти изначально не читающие дети догоняют в скорости чтения многих читающих. Важно не набивать ребенка информацией —английским алфавитом, таблицей умножения, а развивать тягу к знаниям. У современных детей своеобразные способы познания: телевизор и планшет. Родителям важно знать, что любознательность достигается действием, то есть разрешением трогать, хватать, разбирать, мастерить, рвать, строить и ломать. И называется это не «портить вещи», а «исследовать мир». Возраст, в котором начинает закладываться любознательность, — полтора года. Если будущий первоклассник чаще раза в день задает вам вопрос: «Чем заняться? Мне скучно», — это тревожный сигнал, значит, что-то вы упустили. Если вы просто комментируете самые разные моменты жизни, ребенок без труда узнает, какие птички летают вокруг него, какие деревья растут во дворе, из каких овощей мама готовит салат, свою фамилию и адрес, научится ориентироваться по сторонам, по времени года, суток и дням недели. Общая осведомленность первокласснику очень важна. Также полезно развивать логику, внимание, память.
                                    Информация: apteka.ru
Вам понравилась тема сообщения?
Напишите, что вы об этом думаете.
Не знаете, как это сделать?
-Нажимаете на прямоугольник  на окошке  «Подпись комментария».
-Вписываете свое имя или как вы хотите представиться.
-Нажимаете «Продолжить» и пишите все что наболело.
-Далее нажимаете «Публикация», проходите маленькую проверочку что «Вы не робот»

-И еще раз «Публикация».

12 комментариев:

  1. Ольга Сергеевна, здравствуйте! Очень полезная информация для родителей первоклассников! Спасибо, что поделились) Я читала пункт "Социальная осведомленность и самостоятельность" как сценарий фильма ужасов! Бедные дети, сколько у них страхов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Александровна! Да сейчас все чаще говорят о сохранении психического здоровья дошкольника и школьника, в частности о создании эмоционально благополучного окружения в образовательном учреждении. Поэтому хочется обратить внимание родителей моих "скоро первоклашек", и предотвратить все эти страхи.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга! С интересом изучала ваши посты. Полностью солидарна с вами. Отсутствие достоверной информации у родителей по вопросам подготовки к школе приводит к маниакальному страху, что ребенок пойдет в школу неподготовленным, плюс амбиции самих родителей. Вот и имеем такой результат! С удовольствием присоединяюсь к вашему блогу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Вот от этой неосведомленности родителей, и создан мой блог. Очень хочется помочь детям и родителям приготовиться к школе, но и не перегрузить ребенка всевозможными лишними занятиями и кружками, как это часто бывает.
      Спасибо, за то, что вы присоединились к моему блогу:)

      Удалить
  3. Очень актуальная тема, спасибо за такие дельные советы по данной тематике. Действительно хочется чтобы ребёнок как можно лучше и легче, быстрее адаптировался в новой социальной среде, и, конечно же самая большая роль в помощи нашим деткам это наша

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Основная задача, Ольга Игоревна, в том что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем. Основная задача родителей - это помощь первокласснику, эмоциональная поддержка, и нужно предоставить максимальную самостоятельность в организации своего времени и занятий.

      Удалить
  4. Отличная статья! Спасибо большое. Всё же к школе главным образом должны готовиться родители ( морально). А когда родители готовы, то и ребёнку не страшно. Провожать его с улыбкой, а не со страхом в глазах! Ну и , конечно, всегда поддерживать( что бы не случилось!) И тогда вырастет человечек уверенный в себе, зная что за его спиной мощная сила - Родители!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы Анна Сергеевна. Если мы с вами будем помогать и направлять наших детей, то и социальная адаптация для детей не будет столь страшна.

      Удалить
  5. Ольга Сергеевна, здравствуйте!
    Хорошо составленная консультация, рассмотрены аспекты психологической готовности ребенка к школьному обучению. Если все родители будут прислушиваться и работать в данном направлении, то :) дети будут успешными и готовыми к школе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна.
      Особенно важно слышать от Вас, что статья пригодится нашим родителям. Т. к. психологи очень часто сталкиваются с родительским упрямством: "у моего ребенка никогда не будет ни страхов, ни чего либо подобного". Надеюсь, что эта статья будет полезной для наших уважаемых родителей.

      Удалить
  6. Как приятно видеть молодых мамочек, занимающихся с детками чтением или играми. Не перестаю удивляться, Ольга Сергеевна, сколько времени и внимания вы уделяете работе, и не только с детьми но и с родителями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо вам, Нина Васильевна, за высокую оценку моей деятельности. На фотографиях, мамы моих воспитанников, и я надеюсь, что все статьи, которые написаны для них, будут востребованы и прочитаны ими. Даже не представляете, насколько дорог мне этот мой выпуск. Такое ощущение, что я никогда не смогу с ними расстаться:)

      Удалить