воскресенье, 19 марта 2017 г.

Развитие речи: Рассказы Геннадия Снегирева «Про пингвинов».

Приветствую Вас, дорогие читатели и гости блога!
Сегодня образовательная деятельность с детьми по развитию речи, снова удивила и поразила меня.  Поэтому хочу поделиться с вами, выдумкой и фантазией ребят. Мне предстояло познакомить детей с циклом рассказов  Геннадия Снегирева «Про пингвинов». Нужно было вызвать у детей интерес к содержанию рассказов, включая их в ситуации творческого видения описанных событий с позиции героев произведений. И конечно активизировать представления детей об особенностях рассказа как литературного жанра.


Ребята сегодня хочу прочитать вам очень интересные рассказы про пингвинов. Их написал Геннадий Яковлевич Снегирев.  То, о чем он написал, он не придумал, все это происходило с ним на самом деле, все это он видел своими глазами. Геннадий Снегирев в своей жизни много путешествовал, плавал на научно – исследовательском судне «Витязь», был участником полярных экспедиций в Антарктиду. Там – то он и наблюдал за пингвинами.
Первый рассказ в его книге «Про пингвинов» называется
«Пингвиний пляж».
Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдинами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий - это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.
Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!
Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр!. . Каррр!. .»
Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.
Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.
У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет!
Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать.
Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.
Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, - думаю, - повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».
Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.
Ребята, а теперь я хочу, чтобы вы представили, что вы превратились в пингвина, и от лица пингвина рассказали о своих новых впечатлениях. (педагог должен помочь детям удерживать рассказывание от первого лица)
Я - пингвин…однажды я вдруг увидел,…я стал клевать…,я сказал другим… и др.
Но ребят было очень сложно направить в нужное русло, т.к. фантазия уже развивалась в своем направлении.
Вот несколько рассказов детей от первого лица…






Выслушав несколько рассказов, предложила ребятам послушать следующий рассказ – «Забияки».
Пингвины не только любопытные, были среди пингвинов и драчуны.
Один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон зазвенел.
Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит, пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями.
Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.
Но самое страшное было ходить за водой.
Идёшь по дорожке, а сам боишься.
За камнями жил пингвин-забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепится клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.
Я, когда ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит — я его половником. Он очень половника боялся.
Обсудили рассказ с ребятами, понравился ли, и представили ли они себе пингвина – забияку. А Федор даже свой рассказ сочинил про такого «забияку» пингвина.
И Маргарита тоже захотела сочинить свой рассказ.



Следующий рассказ – «Отважный пингвиненок»
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
После прочтения, я попросила кого - нибудь из детей представить себя отважным пингвиненком и рассказать о том, как он в первый раз решился искупаться в холодном море. Рассказ Анюты, оказался интересным и интригующим.
В заключение прочитали рассказ «До свидания!»
Завыл ветер. Поднялась пурга. Ничего кругом не видно, всё занесло снегом. Я пошёл прощаться с пингвинами.
Пингвинов я не нашёл, только остались от них снежные бугорки.
Копнул я один бугорок ногой. Смотрю: клюв торчит. Толкнул я тогда второй бугорок.
Вдруг бугорок зашевелился, и выскочил из него пингвин, закричал на меня, заругался…
В пургу все пингвины ложатся на камни. Их заносит снегом. Они лежат в снежных домиках, клювом протыкают окошечки.
А птенцы так и остаются стоять на камнях. Их залепляет снегом, и получаются снежные комочки. Я подошёл к такому комочку, а он от меня убежал.
Я снял шапку и сказал пингвинам: «До свидания!»
Но они лежали занесённые снегом. И только пингвин-забияка бежал за нами до самого берега.

Никак я его не мог прогнать, потому что половник был спрятан в мешке.
Итог: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с пингвинами и попрощались с ними, узнав много интересного. Похожи ли эти истории на сказки? (рассуждения детей, почему не похожи на сказки), к сожалению, не удалось заснять, как рассуждали дети, но они были в восторге от прочитанных и придуманных ими историй.
Да ребята, конечно же, это рассказы – в них писатель описал реальные события, в них все происходит по - настоящему.

В конце, я предложила детям домашнее задание. Подумайте ребята, если бы вы были писателями, то, о чем бы могли написать рассказ. Теперь жду ребят с выходных с рассказами на различные темы:
«О жизни слонов» (хочет рассказать Влад)
«О жизни синичек» (предположила рассказать Аня)
«О жизни тигров» (хочет рассказать Федор)
«Об Эйфелевой башне» или «О жизни медведей»(будем ждать рассказ от Кати)
«О самых главных и больших часах – Московских курантах» (ждем рассказ от Ангелины)
«О бабочках» (расскажет Юля)
«О жизни белок» (хотела рассказать Маргарита)
 Надеюсь, что полученное задание, будет выполнено, и я смогу поделиться  с вами уважаемые читатели «Дошкольной вселенной».
После сна, мы с ребятами решили сделать коллективную иллюстрацию к рассказу «Пингвиний пляж». Предложила ребятам только тем, кто хочет заняться интересным делом. Вызвались дети и участвовали  очень активно, жаль только не все.
Мы работали слаженно, дружно, применяя различные техники аппликации. 
Получилось у нас красиво!







Вам понравилась тема сообщения?
Будет здорово, если вы оставите комментарий и напишите все, что думаете.
Не знаете, как это сделать?
-Нажимаете на прямоугольник  на окошке  «Подпись комментария».
-Вписываете свое имя или как вы хотите представиться.
-Нажимаете «Продолжить» и пишите все что наболело.
-Далее нажимаете «Публикация», проходите маленькую проверочку что «Вы не робот»
-И еще раз «Публикация».
Хотите вставить в комментарий картинку? 

 Используйте теги: 

[im#]ссылка на изображение[/im]
А если вам нечего  написать  -  ОК! Молчаливых  читателей  я  тоже  люблю.


6 комментариев:

  1. Нина Киреева19 марта 2017 г. в 19:42

    Ольга Сергеевна,это самое интересное занятие из всех,которые ранее были. Я например впервые узнала такое о пингвинах. Представляю ,как детям было интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Васильевна, приезжайте к нам, и мы ещё много интересного сможем рассказать. ))) Стараюсь всегда дать ребятам максимум знаний и умений.

      Удалить
  2. Интересное занятие и отличная коллективная работа получилась. Уверена, все ребятишки успешно справятся с домашним творческим заданием

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте! Спасибо! Я тоже почему то уверена, что почти все ребята вспомнят дома о домашнем задании, вот завтра буду на работе и посмотрим оправдается ли моя уверенность.)))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Сергеевна! Я поклонник монологов, обожаю обучать этому на английском и русском языке (это на логопедических занятиях), поэтому аплодирую Вам стоя! Занятие примечательно тем, что Вы даете возможность многим высказаться. Жаль только, что при всем нашем желании всё же не все присутствующие могут ответить, в этом-то и состоят издержки массового обучения, однако польза есть несомненная: если ребенок слушает других, учится сам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за высокую оценку моей дельности, ведь от педагога логопеда это слышать вдвойне приятно. Действительно ответить хотелось многим ребятам, и еще не все, конечно по техническим причинам, были сняты на видео, однако вы правильно заметили, с нашим количеством сложно охватить всех ребят, но я попыталась сделать это домашним заданием))) вскоре о нем расскажу.

      Удалить