четверг, 22 сентября 2016 г.

Родительский дневничок. Как научить дошкольника определять время?

Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у них наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории  его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее, все мы ощущаем его ход. 

Как же научить дошкольника определять время? И возможно ли это?
Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем, и взрослым известен этот момент когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.

С чего же начать обучение ребенка определению времени?
картинка из интернета
Последовательность событий.
Совсем не обязательно и даже не нужно объяснять ребенку, где на часах, какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит, что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день. Так  у малыша формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например:  в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка... Игры - Все о времени.
Знакомим с прошлым, настоящим и будущим.
Следующий шаг в ознакомлении ребенка со временем  понятия прошлого, настоящего и будущего.
Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку, каким маленьким он был раньше это прошлое. Какими раньше были папа, мама, бабушка, дедушка это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк это прошлое.
Определяем времена года.
картинка из интернета
Важно не только рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т.д.


И, наконец, учим ребенка определять время по часам.
Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами.
Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) она движется медленно, и длинная (минутная) она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой стрелкой.
картика
из интернета
Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4-5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах.
Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения  часов, как с часовой, так и с минутной стрелкой.
Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т.д
Удачи! 




Вам понравилась тема сообщения?
Будет здорово, если вы оставите комментарий и напишите все, что думаете.
Не знаете, как это сделать?
-Нажимаете на прямоугольник  на окошке  «Подпись комментария».
-Вписываете свое имя или как вы хотите представиться.
-Нажимаете «Продолжить» и пишите все что наболело.
-Далее нажимаете «Публикация», проходите маленькую проверочку что «Вы не робот»
-И еще раз «Публикация».
Хотите вставить в комментарий картинку? 
 Используйте теги: 
[im#]ссылка на изображение[/im]
А если вам нечего  написать  -  ОК! Молчаливых  читателей  я  тоже  люблю.

10 комментариев:

  1. Спасибо за полезную информацию, Ольга Сергеевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Время для дошкольников, да и для младших школьников, оказывается непростая задача. Наша обязанность как родителей, как воспитателей помочь в изучении этого вопроса.

      Удалить
  2. Спасибо, Ольга Сергеевна, за полезную информацию. Обязательно ссылку отправляю на школьный сайт, а то еще отдельные первоклассники плохо ориентируются по часам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Время - это одна из важнейших величин программы начального курса математики. Развитием временных представлений мы стараемся заняться еще в детском саду, но как показывает практика, все равно дети приходят в школу не готовыми. В нашей группе мы вели долгую работу по изучению времени, т.к. ориентировка во времени связана с повседневной жизнью, деятельностью людей. Надеюсь у моих первоклашек не вызывает сложности эта тема. :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Сергеевна! Информация очень полезная. Ко мне приходят дети начиная со 2 класса, в 3 мы изучаем время, а они не знают, как его по-русски определять! Поэтому своего сына буду обязательно этому учить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, здравствуйте!
      Вроде бы ребята если ходили в детский сад, уже должны ориентироваться во времени, и в первом классе должны начать математику с определении времени. Но видимо, как показывает практика, действительно очень сложно ребятам разобраться в этом "небольшом круге с цифрами". :)))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Сергеевна!
    Да уж... беда, ребятам очень сложно ориентироваться и понимать последовательность временных отношений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Сложно, но что делать?, надо пытаться, стараться и изобретать новые способы, донести детям эти временные представления.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Александровна! У меня во втором классе дети не ориентируются. С Вашего позволения воспользуюсь материалом!Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Бахткалеевна!
      Конечно, пользуйтесь, для этого я здесь и делюсь информацией. Все освещаемые темы в статьях "родительского дневничка", это вопросы родителей, задаваемые в группе.

      Удалить