Как известно, дети
дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у них
наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится
именно к этой категории – его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее,
все мы ощущаем его ход.
Как же научить
дошкольника определять время? И возможно ли это?
Даже маленькому ребенку
необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в
нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять
время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень
субъективно, впрочем, и взрослым известен этот момент — когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это,
конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а
на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его
заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут
могут показаться несколькими часами.
С чего же начать
обучение ребенка определению времени?
картинка из интернета |
Последовательность
событий.
Совсем не обязательно и
даже не нужно объяснять ребенку, где на часах, какая стрелка и что она означает.
Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и
понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в
процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит, что за днем наступает
вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в детский сад,
за утром следует день. Так у малыша
формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности
событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на
любую последовательность событий, например: в сказках - сначала мама испекла пирожки,
потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала
Серого волка... Игры - Все о времени.
Знакомим с прошлым,
настоящим и будущим.
Следующий шаг в
ознакомлении ребенка со временем – понятия прошлого, настоящего и будущего.
Опять же, необходимо
использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами.
Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится.
Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку, каким маленьким он был
раньше — это прошлое. Какими раньше были папа, мама,
бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с
ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что
это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это
прошлое.
Определяем времена
года.
картинка из интернета |
Важно не только
рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных
примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите
внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки -
«зимой белый, летом серый» и т.д.
И, наконец, учим
ребенка определять время по часам.
Когда малыш понял, что
такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в
прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно
начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие
игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами.
Для начала расскажите
ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка
сначала с часовой стрелкой.
Можно нарисовать плакат, на котором будут
нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни
ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок
встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением
утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4-5 событий, повторяющихся
каждый день в одно и то же время. Их можно определять как «до обеда», «после
тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки
на часах.
картика из интернета |
Когда ребенок освоится
с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый
день в определенное время) и изображения часов, как с часовой, так и с минутной
стрелкой.
Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во
сколько ложится спать и т.д
Вам понравилась тема сообщения?
Будет здорово, если
вы оставите комментарий и напишите все, что думаете.
Не знаете, как это
сделать?
-Нажимаете на
прямоугольник на окошке «Подпись комментария».
-Вписываете свое
имя или как вы хотите представиться.
-Нажимаете
«Продолжить» и пишите все что наболело.
-Далее нажимаете
«Публикация», проходите маленькую проверочку что «Вы не робот»
-И еще раз
«Публикация».
Хотите вставить в
комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]
А если вам
нечего написать - ОК!
Молчаливых читателей я
тоже люблю.
Спасибо за полезную информацию, Ольга Сергеевна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья! Время для дошкольников, да и для младших школьников, оказывается непростая задача. Наша обязанность как родителей, как воспитателей помочь в изучении этого вопроса.
УдалитьСпасибо, Ольга Сергеевна, за полезную информацию. Обязательно ссылку отправляю на школьный сайт, а то еще отдельные первоклассники плохо ориентируются по часам.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьВремя - это одна из важнейших величин программы начального курса математики. Развитием временных представлений мы стараемся заняться еще в детском саду, но как показывает практика, все равно дети приходят в школу не готовыми. В нашей группе мы вели долгую работу по изучению времени, т.к. ориентировка во времени связана с повседневной жизнью, деятельностью людей. Надеюсь у моих первоклашек не вызывает сложности эта тема. :)
Здравствуйте, Ольга Сергеевна! Информация очень полезная. Ко мне приходят дети начиная со 2 класса, в 3 мы изучаем время, а они не знают, как его по-русски определять! Поэтому своего сына буду обязательно этому учить.
ОтветитьУдалитьСветлана Николаевна, здравствуйте!
УдалитьВроде бы ребята если ходили в детский сад, уже должны ориентироваться во времени, и в первом классе должны начать математику с определении времени. Но видимо, как показывает практика, действительно очень сложно ребятам разобраться в этом "небольшом круге с цифрами". :)))
Здравствуйте, Ольга Сергеевна!
ОтветитьУдалитьДа уж... беда, ребятам очень сложно ориентироваться и понимать последовательность временных отношений.
Здравствуйте, Виктория Александровна!
УдалитьСложно, но что делать?, надо пытаться, стараться и изобретать новые способы, донести детям эти временные представления.
Здравствуйте, Ольга Александровна! У меня во втором классе дети не ориентируются. С Вашего позволения воспользуюсь материалом!Спасибо!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Бахткалеевна!
УдалитьКонечно, пользуйтесь, для этого я здесь и делюсь информацией. Все освещаемые темы в статьях "родительского дневничка", это вопросы родителей, задаваемые в группе.